Государственное регулирование торговой деятельности в первую очередь  направлено на обеспечение доступности товаров для населения и формирования конкурентной среды.

Потребительский рынок  является индикатором жизни людей в любом населенном пункте. Сегодня, на территории Вологодской области функционирует более 9 тысяч объектов стационарной розничной торговли, что составляет около 950  тысяч квадратных метров торговых площадей.

Доля сектора торговли в валовом региональном продукте в течение последних лет колеблется в районе 8-9% и по итогам 2011 года занимает 4 место среди других отраслей экономики.

 

00089

Данные  статистики отмечают высокие темпы роста товарооборота в 2012 году – 119% к уровню прошлого года, более чем на 10 пунктов превышающие общероссийские показатели, в денежном выражении это 125 млрд. рублей.

00090

Минимальный норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов составляет 395,12 кв.м на 1 тысячу жителей. По итогам 2012 года  фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в целом по области составила  795,91 м2 на тыс. жителей, из них продовольственными товарами–301,3 м2 на тыс. жителей, непродовольственными товарами – 494,61 м2 на тыс. жителей.  Таким образом, фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов в целом по области превышает минимальный норматив в 2 раза,  в сравнении с 2011 годом обеспеченность выросла на 20 пунктов.

00091

Следует отметить, что за 2010-2012 годы обеспеченность торговыми площадями стабильно увеличивалась. Наблюдается определенная диспропорция в обеспеченности городских округов, малых городов и сельских населенных пунктов.

00092

Самый высокий показатель по вводу торговых площадей за 2012 год в областном центре – 61 тыс.  м2

На потребительском рынке области отмечается рост крупных современных мультиформатных объектов. В 2011 году только в областной столице введены в эксплуатацию два крупных торговых объекта 43 тыс. кв. м., в 2012  два объекта на  35 тыс. кв. м.

В 2010-2012 гг. наблюдается активное развитие сетевой торговли, и, особенно, федеральных торговых сетей.  По данным органов местного самоуправления cети объединяют свыше 3 тысяч объектов торговли. 87% сетей – муниципальные. В 2012 году увеличилось присутствие в регионе крупных федеральных торговых операторов продовольственной торговли не только в городских округах, но и во многих районных центрах. Всего в области действует 8 федеральных продовольственных сетей.

00093

На фоне  роста сетевой торговли  продолжают снижаться  темпы товарооборота на розничных рынках и ярмарках. За 2012  год  темпы товарооборота составили  82,9% к уровню прошлого года. Доля розничных рынков и ярмарок в общем розничном товарообороте составляет 2% или 2,6 млрд. рублей в денежном выражении.

В течение прошедших 5 лет также фиксировалось снижение и количества розничных рынков. Этому способствовали развитие современной сетевой торговли, сравнительно жесткие требования к управляющим рынками компаниям (разрешительный порядок ведения деятельности, осуществление деятельности только юридическим лицом, высокий уровень штрафных санкций и другие) , а более всего – доступный переход в другие форматы торговли – торговые центры и ярмарки.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 217-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 января 2013 года организация розничных рынков (помимо сельскохозяйственных) осуществляется только в капитальных зданиях, сооружениях. На начало 2012 год из 27 действующих розничных рынков только 11 находилось в капитальных зданиях и сооружениях. В течение года 5 рынков преобразованы в торговые центры, 5 на своих территориях организовали ярмарки, остальные изменили специализацию как  сельскохозяйственные розничные рынки.  На 1 января 2013 года деятельность розничных рынков приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства. В настоящее время в реестр розничных рынков включено 13 рынков.

00094

Вместе с тем, сохраняется необходимость в организации небольших сельскохозяйственных рынков в целях создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции личных подсобных, крестьянско-фермерских хозяйств. Именно по данной категории рынков наблюдается положительная динамика. В настоящее время в области в области действует 7 сельскохозяйственных рынков и планируются к открытию еще  2 сельскохозяйственных.

Не утратили своей актуальности и сельскохозяйственные ярмарки. Так, в 2012 году в 24 муниципальных образованиях области проведено 84 сельскохозяйственных ярмарки с общим товарооборотом 129,2 млн. рублей. Наибольшее количество ярмарок проведено в г. Вологде, г. Череповце, Бабушкинском, Нюксенском, Сокольском, Тотемском и Устюженском районах. По данным органов местного самоуправления области средние цены на ярмарках в сравнении со стационарной торговлей ниже на 18,0 %. Особенно востребована организация ярмарок в осенний сезон  в этот период наблюдается активное участие владельцев крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств (среднее число таких участников на ярмарке 9, тогда как в целом по году не превышает 6).

Важным направлением является содействию  развитию проектов социально-ориентированной торговли.С 2011 г. действует областная акция "Желтый ценник" - социально значимые продовольственные товары с минимальной наценкой, которая охватывает все муниципальные образования. По информации органов местного самоуправления в акции «желтый ценник» приняли участие  1422 предприятия розничной торговли области. Увеличение количества с начала мониторинга – в 2 раза. Наибольшее количество участников в г. Вологде – 177, в г. Череповце – 145, в Вытегорском муниципальном районе - 105.

Продолжает свое  развитие проект  дисконтная карта "Забота" - скидки на товары для определенных категорий населения. Если на начало года в проекте участвовало 4 муниципалитета, то на конец 2012 года уже в 10 муниципальных образованиях области скидки предоставляют 1037 предприятий торговли и услуг. Это города Вологда и Череповец, а также карта действует в Бабушкинском, Великоустюгском, Вологодском, Вытегорском, Кирилловском, Сокольском, Тотемском, Череповецком муниципальных районах).

Современные форматы торговли и сетевые компании формируют высокотехнологичные стандарты обслуживания потребителей,  предлагают различные программы лояльности покупателя, что положительно отражается на состоянии потребительского рынка региона.

Несмотря на высокий уровень конкуренции в сфере торговли, крупный торговый ритейл имеет существенные преимущества перед малым и средним бизнесом. Это ставит перед субъектами малого и среднего предпринимательства задачу диверсификации бизнеса. Если крупные торговые сети формируют  типичные схемы ведения бизнеса, то малый  предприниматель может гибко и быстро реагировать на потребительский интерес, формировать предложения  в узкоспециализированном сегменте, например, на рынке уникальных товаров и услуг. Также с развитие телекоммуникационных сетей позволяет реализовывать start-up проекты малого бизнеса с минимальными первоначальными вложениями, в том числе и торговой сферы.

Динамичное развитие торговой отрасли поставило задачу соблюдения баланса интересов хозяйствующих субъектов не только между крупным и малым бизнесом, но и торговых организаций и местных товаропроизводителей.

Результаты опроса региональных и федеральных продовольственных торговых сетей показывают высокую долю присутствия местной продукции молочной группы, особенно, цельномолочной и масла животного – доля колеблется от 70 до 100% и хлебной продукции, в основном крупных предприятий хлебопечения. Сравнительно нестабильна доля по продукции птицеводства и готовая мясная продукция.  Опрос предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности показал, что в структуре продаж реализация продукции торговым сетям в среднем около 30%, но диапазон разброса от 10% до 60% в зависимости от присутствия торговых сетей на территории того или иного муниципального образования.

Логика взаимодействия  производителей товаров и торговых сетей  ориентируется как  на покупательские предпочтения, так и на  соблюдении определенных стандартов к поставке продукции: это штрих-кодирование, требования по упаковке, доставке, объемам поставки и т.п. Для  производителей основным критерием  является рост объема продаж и увеличение рынка сбыта, что могут обеспечить стремительно растущие торговые сети.

Это определяет новый круг задач стоящих перед органами исполнительной власти, а именно ориентировать местных товаропроизводителей соответствовать  стандартам поставок в торговые сети, развивать возможное взаимодействие с федеральными сетями, в том числе в рамках содействия развитию бренда «Настоящий Вологодский продукт». Такая политика должна не только способствовать увеличению доли местных товаров в торговых сетях области, но и расширению присутствия вологодских продуктов в ассортиментной матрице федеральных торговых сетей в других регионах.

Также к направлениям реализации комплекса мероприятий по развитию торговой деятельности на  2013-2015 гг. станет  развитие сегмента оптового и розничного  рынка современных форматов; сотрудничество с общественными организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров; сохранение конкурентной среды в розничной торговле.